Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)

Детство и ранние годы

Будущий композитор родился 21 марта в городе Эйзенахе (Германия) в 1685 году. Он был последним ребенком в семье городского музыканта Иоганна Амброзия Баха. Благодаря семейным традициям Бах был погружен в музыкальный мир с самого раннего детства. Иоганн начал обучение под руководством  своего отца. По достижению школьного возраста, он поступил в латинскую школу в Эйзенахе, где получил основное образование.

Дом в Эйзенахе   

  отец Баха

Вскоре, девятилетний Иоганн потерял мать, а когда ему исполнилось 10 лет, ушёл из жизни его отец. Эти горькие события стали поворотным моментом – мальчику пришлось покинуть родной город и переехать к брату Иоганну Кристофу Баху в город  Ордруф. Старший брат работал органистом, он продолжил заниматься воспитанием будущего композитора. Библиотека брата стала настоящей сокровищницей — она открывала перед Иоганном мир музыкальных шедевров. Юный Бах, как гласит легенда, ночью тайком переписывал ноты под светом луны, так как днём  не имел возможности пользоваться этими драгоценными материалами. 

  старший брат 

юный Бах

Старший братИоганн Кристоф Бах - будучи учеником известного органиста Иоганна Пахельбеля,  стал   первым наставником будущего гения.  Он познакомил мальчика с основами теории и композиции, а также давал уроки органа и клавира. Когда Иоганн Себастьян поступил в школу, у него появилась возможность брать уроки у немецкого органиста и композитора Георга Брёме, который познакомил мальчика с техникой игры на инструменте. В те годы Бах также посещал церковную школу, где, помимо общего образования, получал дополнительные музыкальные знания, включая церковное хоровое пение.  В пятнадцать лет композитор покинул дом старшего брата, чтобы переехать Люнебург и поступить в школу Святого Михаила. Это решение открыло перед ним путь в мир музыкальной культуры Северной Германии. В школе Бах впервые прикоснулся к трехмануальному органу, который считался одним из лучших в Европе, что помогло ему глубже понять мастерство исполнения.

«Веймарский» период (1708 – 1717)

В восемнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян Бах принял предложение о службе у  герцога Вильгельма Эрнста. Он получил должность органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте.  В 1706 году Бах решил сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. А17 октября 1707 года, Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре.

памятник в Арнштадте

  схема городов

  Бах за органом

Проработав около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. На веймарский период жизни пришелся расцвет творчества Баха. Здесь он начал создавать сборник органных хоральных прелюдий, стал широко известным органистом и мастером клавесина. Особенно значима и любима среди публики «Токката и фуга ре минор». Это произведение занимает исключительное положение в ряду органных сочинений Баха. Оно признано шедевром и свидетельствует о творческой зрелости молодого композитора

→ Токката и фуга ре минор

Позже композитор начал глубже изучать итальянскую музыку, в частности, творчество Антонио Вивальди и Арканджелло Корелли.  Он активно адаптировал и перерабатывал произведения итальянских мастеров, что повлияло на его собственный художественный стиль. К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Луи Маршаном.  В 1717 году в Дрезден приехал французский музыкант – виртуоз, и  власти города решили пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами. Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

→ Аллеманда из Французской сюиты №2

Иоганн Себастьян Бах в Кётене (1717 – 1723)

По приезде в Кетен, Бах начал заниматься светской музыкой, так как князь Леопольд не проявлял большого интереса к церковным службам. Именно благодаря поддержке князя композитор мог свободно экспериментировать с музыкальными формами. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло и «Бранденбургские концерты».  7 июля 1720 года внезапно в 35-летнем возрасте умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой двадцатилетней высокоодарённой певицей, которая пела при герцогском дворе. Вскоре они поженились. Брак этот был счастливым. Именно для нее Бах написал простые и прекрасные пьесы для клавира, которые и сегодня играют многие начинающие музыканты.

     Анна Магдалена   

Бах с семьёй

Бах очень гордился своей музыкальной династией и сделал всё, чтобы поддержать и приумножить родовую традицию. Всех своих десятерых детей (а также юную вторую жену Анну Магдалену и шестерых двоюродных племянников) он лично обучил музыке. Даже девочки в его семье знали нотную грамоту, играли на клавесине и пели.

 Позднее, Бах упорно работал над крупным  полифоническим сборником «Хорошо темперированный клавир. Том первый». Это сборник прелюдий и фуг для клавишных инструментов во всех 24-х тональностях, признанный одним из самых ярких достижений западной классической музыки. Фуги демонстрируют непревзойдённое  мастерство Баха в искусстве контрапункта.

→ Прелюдия и фуга до минор из  1-го тома «ХТК»

«Лейпцигский» период (1723- 1750)

церковь св. Фомы в Лейпциге

орган в соборе

 памятник в Лейпциге

Немаловажным был Лейпцигский период – один из самых плодотворных в карьере Баха. В 1723 году композитор получает должность кантора (руководителя хора) Церкви Святого Фомы в ЛейпцигеХор Томасшуле (школа певчих при церкви)  под руководством Баха обслуживал четыре церкви Лейпцига (пел на воскресных и праздничных службах), а также участвовал во всех общегородских и частных мероприятиях. Мальчики пели на юбилеях, инаугурациях, венчаниях, отпеваниях и даже сопровождали пением хоралов преступников к месту публичной казни.  Всё это лежало на плечах кантора. Кроме того, Бах должен был обучать их музыке (вокалу, теории, игре на скрипке и клавесине), проводить репетиции, писать многочисленные характеристики и отчёты, следить за успеваемостью, дисциплиной и здоровьем учеников, а ещё, как сказано в его трудовом договоре, "подавать мальчикам хороший пример в жизни и поведении".  В обязанности кантора входило также сочинение для воскресных и праздничных служб "не очень длинных" и "вызывающих благоговение" сочинений (духовных кантат).

Томасшуле (школа для мальчиков - певцов)

Хор Томасшуле в 21 веке

 Здесь он создал около 200 церковных кантат.  В то же время Бах написал свои вокально-симфонические сочинения, «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Эти произведения объединяют религиозность с музыкальным выразительным и драматическим напряжением. В этот период завершилась работа над «Мессой си минор», которая стала одним из величайших произведений духовной музыки.

→ Месса си минор  №1  Kyrie eleison

Чтобы представить себе степень занятости Баха в Лейпциге, добавим, что помимо своих непосредственных обязанностей, он давал много частных уроков, писал  музыку для Кётенского, Дрезденского и Берлинского дворов, руководил университетским любительским оркестром,  ездил по городам Германии для экспертизы новых органов, занимался ремонтом клавесинов.  В Лейпциге было написано также много светской музыки. Он стал руководителем ансамбля «Музыкальная коллегия», который давал 2 раза в неделю двухчасовые концерты в кофейне Циммермана. Тогда же  была создана знаменитая «Кофейная кантата».

кофейня Циммермана

  Бах играет королю Фридриху

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II. Здесь он проявил себя как мастер импровизации, по просьбе монарха тут же сочинил трехголосную фугу. Позже было создано много таких коротких сочинений, составивших цикл «Музыкальные приношения», посвящённые королю.  В последние годы творческой жизни Бах создавал сложные полифонические произведения, которые составили бы цикл «Искусство фуги», но оказались незавершенными. Их уже после смерти композитора опубликовали его сыновья, четверо из которых стали известными композиторами. 

    сыновья Баха

Состояние здоровья Баха стало ухудшаться в середине 1740-х годов из-за проблем со зрением. В 1749 году он перенес несколько неудачных операций на глаза, что ухудшило его положение. Композитор не остановился и продолжил работать до самого конца, завершая и редактируя свои музыкальные произведения с помощью жены и сыновей. Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге 28 июля 1750 года. После смерти его музыка надолго оказалась забыта. 

  могила Баха в соборе св. Фомы

  фестиваль Баха

Возрождение интереса к творчеству

В конце XVIII и начале XIX веков барочная музыка утратила популярность. Бах был известен в основном как выдающийся органист и педагог, а не композитор. Его произведения считались устаревшими по сравнению с новой классической романтической музыкой. Возрождение интереса к творчеству Баха началось в первой половине XIX века. Ключевую роль сыграл немецкий композитор Феликс Мендельсон. В 1829 году Мендельсон организовал первое за почти 100 лет исполнение «Страстей по Матфею» в Берлине. С этого момента великая музыка Иоганна Себастьяна Баха вернулась  к людям. Исследователи творчества Иоганна Себастьяна Баха составили каталог его произведений (более 1000!) по жанрам,  в которых работал композитор: прелюдии, фуги, кантаты, сюиты, концерты, сонаты и т.д. (все, кроме опер).   

Известно, что Бетховен очень высоко ценил музыку Баха: в детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не ручей, а море, океан ему имя» ( бах по-немецки значит «ручей»).

→ Ария из Оркестровой сюиты №3 Ре мажор

  два гения эпохи Барокко – Бах и Гендель

Щедрый на рождение гениев 1685 год подарил миру великих композиторов, чья музыка до сих пор волнует и восхищает умы и сердца слушателей во всем мире. Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель – каждый внес огромный вклад в мировое музыкальное искусство. Бах усовершенствовал большинство барочных жанров, установив их классический вид. Гендель ярко проявился в области оркестровой и оперной музыки, предвосхитив многое из того, что создали позже другие музыканты.

ДМШ г. Лесной 2010 - 2025