Главная » 2024 » Май » 14 » «От Чайковского до Гагарина: удивительная жизнь женщины-легенды» к 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной
10:10
«От Чайковского до Гагарина: удивительная жизнь женщины-легенды» к 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной

20 июня 2022 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ № 388 «О праздновании 150-летия со дня рождения Е. Ф. Гнесиной» – этот документ на государственном уровне подтвердил масштаб личности              Е. Ф. Гнесиной, а также значимость ее огромного вклада в развитие культуры и искусства России.

https://static.wixstatic.com/media/fb9c2e_81ece153f2a149c8851e2b9bd3b7e9c6~mv2_d_1992_1813_s_2.jpg/v1/fill/w_955,h_869,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,enc_auto/fb9c2e_81ece153f2a149c8851e2b9bd3b7e9c6~mv2_d_1992_1813_s_2.jpg

18 мая 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся пианистки и педагога Елены Фабиановны Гнесиной – одного из создателей уникальной системы отечественного музыкального образования и основателя учебных заведений, носящих фамилию Гнесиных: Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных, Музыкальное училище имени Гнесиных, Российская академия музыки им. Гнесиных.

        

Елена Фабиановна Гнесина родилась в Ростове-на-Дону.

Глава семейства — Фабиан Осипович Гнесин — был человеком высокой культуры, очень образованным, добившимся этого своим упорным трудом и горячим стремлением к знаниям. Музыку любил самозабвенно, хотя сам не пел и не владел никаким инструментом.

Его жена Белла Исаевна была хорошей пианисткой и имела к тому же превосходный голос — колоратурное сопрано изумительного тембра. Она могла стать профессиональным музыкантом или прославленной певицей. Но судьба распорядилась иначе: Белла Исаевна стала матерью двенадцати детей, семеро из которых выбрали путь профессиональных музыкантов

Сестры Гнесины без музыки свою жизнь не представляли: организовывали домашние музыкальные собрания, которые славились экспромтами. Елена как-то приготовила для Сергея Рахманинова вышитую гладью подушку со своим                          музыкальным автографом — нотами ми, фа, соль. В благодарность удостоилась музыкального экспромта в три такта,   написанного на эти три ноты.

             

Сестры Гнесины: Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета

 

Родители всегда поддерживали своих влюбленных в музыку детей. Так, например, Лена в 12 лет была принята     в Московскую консерваторию, где уже училась её старшая сестра Евгения. С тех пор вся ее жизнь проходит в Москве, в районе Арбата. В числе самых дорогих друзей, с которыми Елена училась в консерватории, были С. В. Рахманинов (его она боготворила всю жизнь) и А. Н. Скрябин.  Ее игрой восхищался профессор В.И. Сафонов, в классе которого девочка училась. Затем она занималась у знаменитого итальянского пианиста Ф. Бузони. Маэстро высоко ценил талант своей ученицы и прочил ей большое будущее пианистки-виртуоза. Перед возвращением на родину Бузони предложил Елене начать свою концертную деятельность за рубежом. Однако девушка, как и ее сестры Евгения и Мария, мечтала совсем о другом — открыть детскую музыкальную школу на родине, в России.

С самого детства Елена Гнесина отличалась веселым нравом, жизнелюбием и энергией. Повзрослев, она не утратила живости характера. В консерватории, несмотря на постоянные озорные проделки, Елена быстро обратила на себя внимание огромным музыкантским талантом. Через три четверти века, в 90 лет, Елена Фабиановна вспоминала о том, как, мчась по лестнице (она любила съезжать по перилам), она наскочила на какого-то пожилого господина, а посмотрев на него, остолбенела – это был Чайковский! «Он, улыбаясь, протирал свое пенсне, а я опрометью убежала!» – рассказывала она.        

​ В 1895 году три молодые девушки – старшие из пяти сестер Гнесиных – основали в Москве частное музыкальное училище.

На маленьком домике в Гагаринском переулке, где они тогда поселились и куда привезли подаренный им известным меценатом А. П. Кавериным рояль, 15 февраля появилась медная вывеска: «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных» (под двумя инициалами указывались имена трех сестер: Елены, Евгении и Марии)

        

Вначале в школе обучались 20 учеников, педагогический «штат» состоял из сестер Гнесиных. Плата за обучение была небольшой, а некоторых учеников сестры учили бесплатно.

Радостей и трудностей было много. Основной груз забот лег на плечи Елены Фабиановны, вставшей во главе школы. Впоследствии Елена Гнесина говорила: «Мы старались всегда, чтобы наша школа была не фабрикой музыкантов, а                     эстетически воспитывала молодежь. Прививала любовь к музыке, искусству, красоте и гармонии жизни.                          Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом».
 

Заботливое и дружеское отношение семьи Гнесиных к учащимся создавало теплую, домашнюю атмосферу, далекую от казенной сухости. Каждый чувствовал, что его не только учат, но и думают о его будущем. Многим ученикам этот маленький особнячок с большими светлыми окнами, куда они спешили на уроки и где жили три сестры Гнесины, стал вторым родным домом. Многие так и говорили: не «иду в училище», а «иду к Гнесиным», — как бы по делу и вместе с тем в гости.

Елена Фабиановна любила до начала урока поговорить, посмеяться с учениками, при случае подарить им какой-нибудь милый пустячок. Так как-то сразу этот уютный особняк стал не только учебным заведением, но и гостеприимным домом, в котором жила музыка, царили влюбленность в искусство, увлеченность учебным процессом. Поэтому совсем не случайно одна из газет того времени писала: «Музыкальная школа Гнесиных — своего рода маленькая Московская консерватория… Педагогическая работа в школе ведется по увлечению, по призванию… Школа Гнесиных симпатична своим общим                   колоритом, который напоминает музыкальную семью, огромную семью из 200 детей». Удивительные организаторские             способности Елены Фабиановны, возглавившей гнесинское начинание, ее любовь к делу, к музыке превратили маленькое учебное заведение в государственную школу, где стали преподавать виднейшие музыканты и композиторы.

Невероятные воля, упорство, энергия Елены Фабиановны сделали возможным тот уникальный факт, что после                революции возглавляемое ею учебное заведение не было ликвидировано, выжило в труднейшие годы разрухи и получило поддержку государства в дальнейшем широком развитии. В 1919 году по настоянию Гнесиной и при помощи                     А. В. Луначарского (Нарком Просвещения РСФСР) Училище было национализировано, а в 1920 году разделено на две части – училище и детскую школу.

С 1925 года школа стала носить имя Гнесиных.

К преподаванию музыкально-теоретических и других дисциплин сестрами были привлечены композиторы А.Т. Гречанинов и Р.М. Глиэр, написавшие немало детской музыки в годы работы с учениками гнесинской школы.

  

Гречанинов Александр Тихонович, Заслуженный артист РСФСР

Глиэр Рейнгольд  Морицевич, Народный артист СССР

Старейшие отделы училища — фортепиано и струнных инструментов. Постепенно к обучению игре на музыкальных инструментах добавляются новые дисциплины: гармония и энциклопедия, сольфеджио и элементарная теория, хор                        и ансамбль. Программа создается с чистого листа, как и многие этюды и пьесы. Их для учеников пишет сама Елена                     Фабиановна. Первые педагогические опыты и стали основой системы русской «гнесинской» музыкальной педагогики.

Музыкально-педагогическая деятельность Е.Ф. Гнесиной отличалась особым даром - искусством общения со своими учениками, созданием особой среды, способствующей самовыражению и саморазвитию участников педагогического                общения.

Для Е.Ф. Гнесиной ученик - не объект педагогического воздействия, а полноправный субъект.
Елена Гнесина представляла собой крупнейший профессиональный авторитет для учеников. Одним из действенных приемов Е.Ф. Гнесиной был юмор, который зачастую заменял наказание или порицание учеников, остроумие Е.Ф. Гнесиной помогало показать ученику его ошибки и способствовало положительному разрешению ситуации.

Е. Ф. Гнесина посвятила всю жизнь воспитанию юных музыкантов, развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Её известными учениками были композиторы Б. Чайковский, А. Хачатурян, А. Бабаджанян, дирижеры Г. Рождественский и Л. Оборин (любимый ученик) – победитель самого первого конкурса пианистов, проходившего в Варшаве в 1927 г. При этом Елена Гнесина каким-то образом успевала постоянно сочинять музыкальные произведения для детей: последние из них были созданы в 92 года!

После революции открывается вокальный отдел с преподавателями — солистами Большого театра. Старшая ступень школы становится музыкальным техникумом, дополняет систему образования вуз.

У руля всего этого уже большого комплекса музыкальных заведений Елена Гнесина — директор, художественный руководитель, профессор — находилась семьдесят два года. Гнесинка обрастала новыми зданиями и концертными площадками. Но Елена Фабиановна оставалась верна своему принципу в работе с учениками: главное — видеть в них индивидуальность. Любила заниматься не в кабинете, а в своей квартире, куда можно было приходить без предупреждения. Именно она разглядела в Хачатуряне, игравшем в 19 лет на трех музыкальных инструментах, но не имевшем начального музыкального образования, дар Божий. Арам Хачатурян поступил в Гнесинку благодаря Елене Фабиановне.

В 1935 году, к 40-летию училища, Елена Фабиановна была вместе со старшей сестрой Евгенией удостоена почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.      

В эти годы в Музыкальной школе им. Гнесиных учились такие талантливые ученики, как виолончелист Мстислав            Ростропович: его педагогом являлся отец Леопольд Ростропович.

В первом ряду в центре М. Ростропович, Москва, 1935 

В 1944 году к уже существовавшим училищу и детской школе прибавился

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных), а в 1946 году – Специальная музыкальная школа (десятилетка).

Всего за годы существования вуз окончили более 14 тысяч специалистов. Одни из самых знаменитых выпускников института являются Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.Кобзон, Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие.

Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей и современных исполнителей вышло из студенческих                коллективов института-академии — такие, как Московский государственный камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского и другие.

Елена Фабиановна была подлинным реформатором в области обучения детей. В отечественной фортепианной                  педагогике Елена Гнесина была и практиком, и методистом. Лучшей иллюстрацией ее метода являются созданные ею            сборники: «Первые шаги», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для маленьких скрипачей», «Музыкальные             диктанты», «Миниатюры для фортепиано», «Альбом детских пьес для фортепиано», «Ладушки», «Перезвон» и др.

 Елена Фабиановна, склонная к умному и доброму юмору, писала юмористические стихи, устраивала вечера юмора. Первый такой вечер начался с постановки шарад. Группа острословов получила даже название «Шарадный комитет»,                сокращенно «шарком».

У Елены Фабиановны был даже «Музей глупости» — собрание смешных находок: рисунков, объявлений, изречений. Ее всегда привлекал детский юмор, и она просила педагогов записывать любопытные детские высказывания.

Говоря о Елене Гнесиной, этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить об одной довольно редко ныне                 встречающейся черте характера, ей присущей. Это полное отсутствие чувства личной собственности, желания обладать той или иной материальной ценностью. Иными словами, отсутствие «вещизма».

 Всё, что у нее было, при необходимости, не размышляя, она могла отдать для нужд своих учебных заведений: гостиный стол, кресло, нужную для оперного класса настольную лампу с большим кружевным абажуром...
Елена Фабиановна не имела даже своей квартиры. Жила в казенной: в школе, в институте... Ей важно было всегда, круглосуточно быть в мире звуков, быть вместе с учебными заведениями, со своими учениками.

О фантастической доброте Елены Фабиановны ходили легенды. Она с поразительной легкостью раздавала и раздаривала все, что у нее было. А еще Елена Фабиановна дарила людям свой талант — талант музыканта, организатора и просто хорошего человека, человека редкой души.

Е. Ф. Гнесина всегда общалась с самыми выдающимися людьми своей эпохи, привлекая своей творческой энергией, отзывчивостью, добротой и юмором в сочетании со строгой принципиальностью. Свою известность, общественное признание она всегда использовала только во благо людей и своих учебных заведений. С ростом этой известности к ней бесконечно обращались за помощью все большее число людей, и она неизменно обращалась с ходатайствами и добивалась решений для людей самого разного положения, став истинной «заступницей» для многих.

23 января 1964 года, в день, когда в Институте имени Гнесиных состоялась встреча с первым космонавтом, Е.Ф. Гнесина дарит Гагарину свой фотопортрет с дарственной надписью:"В знак посещения Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Драгоценному и милому Юрию Алексеевичу Гагарину - профессор Елена Гнесина»

Ей удалось объять необъятное», – сказал о Гнесиной выдающийся дирижер Евгений Светланов, воспитанник                Гнесинских учебных заведений. Ее грандиозная по размаху деятельность получила официальное признание: она дважды была награждена орденами Ленина и дважды – Трудового Красного Знамени, удостоена званий Заслуженного деятеля искусств РСФСР и Заслуженной артистки Республики, была депутатом Моссовета (1940–1948).

Удивительным был тот факт, что Елена Фабиановна Гнесина возглавляла учебные заведения на протяжении 72 лет. Ни один директор в Москве не построил столько зданий, сколько она. При самых тяжелых исторических катаклизмах Гнесинские учебные заведения не только продолжали жить и сохраняли свои принципы, но и постоянно расширялись и росли                        профессионально.

Елена Фабиановна всегда светилась какой-то внутренней духовной красотой... Она сумела привить своим                          музыкальным «детям», «внукам» и «правнукам» не только благородный вкус, любовь к искусству, но и сознание гражданского долга: музыкант, какой бы он ни был специальности, обязан нести музыку в массы, прививать высокий эстетический вкус, он обязан быть гражданином с широким культурным кругозором, сознавать свою ответственность перед обществом, перед народом. Такова гнесинская школа жизни и искусства.

В день своего 90-летия Елена Фабиановна сказала:

«Я очень долго живу, но мне хочется прожить еще несколько лет, чтобы успеть сделать еще что-нибудь хорошее для людей, для искусства, для молодежи...»

           

 

►Онлайн-тест

Просмотров: 562 | Добавил: admsh | Рейтинг: 0.0/0
ДМШ г. Лесной 2010 - 2024