Главная » 2023 » Ноябрь » 6 » Материал для подготовки к викторине 09.12.2023 История
00:27
Материал для подготовки к викторине 09.12.2023 История

История гитары

     История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары: кинорра в Месопотамии, цитра и нефер в Египте, ситар в Индии, кифара в Греции.

     Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи. Предшественниками гитары считаются щипковые инструменты, которые на тот момент ещё не имели грифа: кифара и цитра. На них играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже – и в Риме. Эти ранние инструменты чаще всего имели четыре струны.

     К началу эпохи Возрождения 4-х струнная гитара стала доминирующей в большинстве стран Европы. Историки относят гитару к семейству лютневых инструментов.  

Своим названием гитара обязана латинскому языку как общепринятому в период Средневековья. Греческое слово «кифара», которое в Европе уже мало кто мог прочесть после крушения Западной Римской империи, в результате превратилось в латинское «ситара». С течением времени латынь также претерпевала изменения – слово имело вид quitaire, и в романо-германских языках стало звучать как guitar. Как и у лютни, у ранних гитар редко было больше восьми ладов на грифе до корпуса, но в процессе эволюционирования гитары их число сначала увеличилось до 10, а затем до 12 ладов.

     С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром).

Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

     У инструментов XV в. было 5 парных струн, натягиваемых колками, расположенными на длинной головке.

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Благодаря талантливым музыкантам Л. Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, арфой и лютней, то теперь она внезапно выдвигается на первый план.

    Начав с Испании и Франции, мода на гитару быстро распространяется на Западную Европу. XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Появляется целый ряд виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (1620-1681), придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе (1650-1725), придворный гитарист короля Франции Людовика XIV, Г. Санз (1640-1710) и многие другие.

Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары. В них печатались старинные испанские танцы - пасскальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы. В течении последующих столетий интерес к гитаре то падал, то возрождался во всех европейских странах, кроме Испании, где гитара всегда была на первом плане.

     Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид. В XIX веке музыкант и гитарный мастер Антонио Торрес изобрёл гитару современной конструкции и пропорций. Сегодня она называется классической. С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует до сих пор. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора (1778-1839), Д. Агуадо (1784-1849)

и итальянских Ф. Карулли (1770-1871), М. Джулиани (1781-1829), М. Каркасси (1792-1853).

Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность этих знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций.

Упадок

      Вторая половина XIX столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире. Наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего полного расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества. По образному выражению Сеговии, крупнейшего гитариста XX столетия, "гитару повесили на стены парикмахерских", основным ее назначением стал примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали считать гитару серьезным инструментом. Многие старые традиции сошли на нет, погибло несчетное количество редких нот и манускриптов; талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше - дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство.

     Упадок распространился на все европейские страны, но менее других он коснулся Испании, в которой и началось новое возрождение гитары. Музыкантом, вернувшим доброе имя гитаре и поднявшим ее искусство на новую, невиданную до того времени высоту, был Франсиско Эшеа Таррега, выдающийся испанский гитарист-виртуоз, композитор, основоположник современной школы игры на гитаре.

 

Таррега-Эшеа Франсиско (1852 - 1909)

     Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Игрой на гитаре занимался с раннего детства. Поступил в консерваторию, которую закончил блестяще по двум специальностям - фортепиано и композиции. Несмотря на хорошие пианистические данные, Таррега предпочел гитару, в игре на которой усовершенствовался настолько, что решился дать свой собственный концерт в мадридском театре "Альгамбра". Громадный успех, сопровождавший это выступление, решил вопрос окончательно - Таррега становится гитаристом. Концертные поездки по Франции, Италии, Австрии, Голландии и другим странам подтвердили выдающиеся способности гитариста. Пресса сравнивала Таррегу с крупнейшими исполнителями-современниками - скрипачом Пабло де Сарасате и пианистом Антоном Рубинштейном.

Возрождение

     Начало XX века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации: в Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов. Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса. Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

 

Сеговия Андрес (1893-1987)

     Выдающийся испанский гитарист и педагог. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение. В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованный его друзьями.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года.

     Однако гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении. Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании.

     20-е годы XX-го столетия стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие чего-то нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента. Трижды он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П. С. Агафошин, который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Таким образом, Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропагандистом своего инструмента.

Когда появилась гитара в России?

     Интересна и очень самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы. Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях, не расставаясь с ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырехструнной гитаре.

В 1769 году академик Штелин писал о появлении в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.

     До середины VII в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание. 

     В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара. Вскоре она становится популярной во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда. Вышла она в начале XIX века на русском и немецком языках. В 1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

      Широкое распространение гитары в Москве и Петербурге подтолкнуло отечественных музыкантов к созданию инструмента на испанской основе, но с российским колоритом. Также мастера использовали наработки англичан с их народными инструментами из рода цистр. Так появилась русская семиструнная гитара.

Сегодня её иногда называют цыганской. Её строй отличается от привычной шестиструнной, а сферой применения на протяжении XIX и XX веков стал аккомпанемент при исполнении русских романсов. Основоположником развития в России русской гитары считается композитор А. Сихра (XIX век), который усовершенствовал семиструнную гитару. 

     Долгое время в России гитару считали несолидным инструментом, несмотря на ее богатую историю и приверженность ей знаменитых музыкантов. Русские гитаристы-виртуозы М. Д. Соколовский и Н. П. Макаров, имеющие мировую известность, не получили поддержки у официальных властей родной страны в деле продвижения гитарной музыки.

Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России. На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности. Новое поколение гитаристов-виртуозов и композиторов продолжило лучшие классические традиции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.

     Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Русанова, А.П. Соловьёва, В.Г. Успенского.

      Роль В.А. Русанова, который являлся также композитором, видным историографом и пропагандистом семиструнной гитары, представляется особенно значительной. Именно он организовал издание всероссийского журнала «Гитарист», существовавшего в течение 1904-1906 годов, создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России» и др. Большую роль в развитии гитары в России начала XX столетия сыграл и А.П. Соловьёв, высокообразованный музыкант, исполнитель, педагог. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте.

     Благодаря усилиям упомянутых деятелей гитарного искусства в начале XX века выходит ряд журналов, адресованных любителям инструмента – «Музыка гитариста», «Гитарист», «Аккорд». В этих изданиях публикуется немало сведений не только по истории гитары, но и по музыкальной грамоте, гитаристы получают возможность приобщится к несложным произведениям музыкальной классики. Таким образом, гитара в начале XX века приобретает важнейшие качества народного инструмента по своему социальному статусу.

      Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с А.М. Ивановым-Крамским, это уже Борис Павлович Хлоповский, видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро, Лев Филиппович Андропов. Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполнительства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов – Уральской консерватории, Московском институте культуры.

     Наибольшее же значение в развитии гитарного исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных, ставшего общепризнанным центром подготовки первоклассных гитаристов. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов Александра Камилиовича Фраучи и Николая Андреевича Комолятова позволило намного поднять художественный уровень гитарного искусства, гораздо активнее, чем ранее, утвердить авторитет отечественной гитарной школы во всём мире. Эти исполнители, наряду с рядом иных видных гитаристов – композитором и исполнителем Никитой Арнольдовичем Кошкиным, Виктором Викторовичем Козловым, также автором множества интересных и своеобразных гитарных сочинений, Станиславой (Анастасией) Владимировной Бардиной и многими другими – стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.

Современная гитара

     Конец 20 века характеризуется стремительным завоеванием гитарой концертных площадок всех рангов. Многообразие музыкальных стилей, различных материалов для изготовления и новые технологии привели к возникновению многообразия видов гитары. Более 100 лет назад был создан прототип современного инструмента в Испании, где появилась гитара классическая. Позже появляется фолк-вестерн гитара (с металлическими струнами и увеличенной коробкой) и джазовая гитара (с прорезями по краям).

Некоторое время музыканты повсеместно пользовались электрогитарами,

однако сегодня многие возвращаются к акустическим инструментам, имеющим более высокие музыкальные характеристики.

 

 

Просмотров: 194 | Добавил: серафима | Рейтинг: 0.0/0
ДМШ г. Лесной 2010 - 2024